Развитие систем пренатального воспитания
Воспитание ребенка до рождения — это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который живет и растет в обществе. А как на счет младенца в утробе матери? Можно ли говорить о том, что вынашивание ребенка является воспитанием? В разные времена человечество отвечало на эти вопросы по – разному.
На сегодняшний день выделяют три основных этапа развития систем пренатального воспитания:
Первый этап воспитания
Первый этап получил название «семейный» и продлился в Европе до начала 17 века. Пренатальное воспитание не было массовым , государственным, а осуществлялось сообразно потребностям малых сообществ, которые проверяли и отбирали супругов по физическим и нравственным критериям и те кто не проходил испытания получал запрет на вступление в брак. В России, особенно в северных регионах, существовал свод правил, примет регулирующий поведение беременной. С одной стороны это давало женщине, как бы «инструкцию» по саморуководству во время беременности и родов, а с другой стороны ставило беременную женщину в особое положение в семье. Непреложной истиной была высокая значимость периода беременности для древних цивилизаций. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития. В древнем Китае, например, существовала система эмбрионального воспитания «тай-кье», были организованы специальные клиники, где будущие матери проводили время окруженные покоем и красотой. Индийская традиция Чарака Самхита применяла наблюдения за развитием плода в течение 3 и 4 месяца, а начиная с 7-го — ежемесячно. При низком уровне развития медицины особый акцент делался на способности женщины родить самостоятельно, полагаясь на собственную интуицию и знания о родах.
Второй этап воспитания
Второй этап – «медицинский» — наступил в 17веке, когда впервые мужчина – медик основал акушерское училище и ввел в практику положение роженицы лежа на спине. Пренатальное воспитание прекратило свое существование, как отдельная практика, а на смену ему пришло родовспоможение с его образом рождающегося человека, как организма лишенного переживаний. Родовспоможение стало обязательной практикой, через которую проходили все женщины. В нашей стране начиная с пятидесятых годов прошлого века, во всех женских консультациях были открыты Школы будущей матери, которые ставили целью передачу знаний о внутриутробном развитии. На самом деле результатом взаимоотношений женщины с врачом (до настоящего времени занятия с таких школах ведут врачи-гинекологи ) являлось принятие позиции «снизу», передача ответственности медицине, страх перед родами, утрата интуиции. Ребенок виделся лишь как объект манипуляции. Поведение и чувства матери, направленные на будущего ребенка, складывались в соответствии со стереотипами общественного сознания, которые практиковали раннюю разлуку с ребенком и переход к общественному воспитанию в детских садах и яслях.
Третий этап воспитания
Третий этап – «альтернативный» – начался с 1962года, когда французский гинеколог Мишель Оден организовал в акушерской клинике в Пицивьерсе первый Центр пренатальной подготовки. В настоящее время во всем мире действуют различные центры пренатальной подготовки, которые предлагают медицинское, психолого-консультативное, тренировочное, юридическое обслуживание. Альтернативное пренатальное воспитание включает в себя, во-первых, подготовку к естественному рождению, во-вторых развитие способностей матери получать информацию о состоянии и поведении ребенка во время беременности. Третья часть пренатального воспитания – это целенаправленное формирование способности матери изменять свое эмоциональное состояние и передавать его ребенку. Четвертая составляющая касается тесного контакта будущей матери с другими беременными и пренатальным наставником.
В нашей стране кризис «медицинского этапа» пренатального воспитания обнаружился на 30 лет позже, чем на западе. Прорыв произошел, когда в 1982 году И. Чарковский прочел цикл лекций о водном рождении в клубе «Здоровая семья». Затем у него появились многочисленные последователи. Эти организации занимаются, в числе прочего, пренатальным воспитанием. Кроме того, большое внимание уделяется проработке психологических проблем матери и отца.
Перинатальная психология
Около 20 лет назад возник новый раздел науки о человеке – перинатальная психология. Она занимается вопросами психогенного бесплодия, психологией зачатия, изучением психической жизни плода и влиянием беременности, родов и неонатального периода жизни на психику человека. Изначально основой перинатальной психологии являлась теория перинатальных матриц, созданная американским психиатром С. Грофом. По Грофу перинатальные матрицы – это стойкие функциональные структуры, «клише», которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течении всей последующей жизни человека.
В свете теории перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в целом в настоящее время, является формирование и развитие перинатальной или родительской культуры, которая поможет вырастить поколение, относящееся к рождению ребенка как естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему медицинского вмешательства.