Я люблю тяжелый рок. Уже довольно давно. Любила я его и тринадцать лет назад, когда ждала своего первого сына. Только в какой-то момент я поняла, что это непонятное существо не вполне разделяет мои вкусы. Собралась я как-то месяце на шестом послушать «Лед Зеппелин» — классику жанра, так сказать. При первых аккордах я вдруг почувствовала, что «содержимое» моего сильно округлившегося живота энергично завозилось. Жесткий ритм нарастал, и толчки внутри становились все активнее и требовательнее. А когда я уже с удовольствием собралась подпевать дурным голосом Роберту Планту — «When the levee breaks I’ll have no place to stay!» — то внезапно получила от своего будущего чада очередной (и очень чувствительный!) пинок в какие-то там жизненно важные органы. Магнитофон пришлось выключить.
Вскоре выяснилось, что мое дитя (еще не просто безымянное, но и пока не известного полу) не выносит песни с тяжелым ритмом, но ничего не имеет против мелодичных рок-баллад. Кроме них, меня почему то потянуло слушать не только «Жизель» Адана и «Времена года» Вивальди (которые мне, в принципе, и раньше нравились), но еще почему-то… песенки из детских мультиков. С наслаждением прослушивая вместо какого-нибудь «Дыма над водой» песенку про «облака, белокрылые лошадки», я чувствовала себя полной идиоткой, утешаясь расхожей мыслью, что «все беременные впадают в детство» и «рожу — все пройдет».
Прошло. Через восемь лет еще раз прошло. От песен про лошадок и зайчиков я сегодня не расплываюсь в блаженной улыбке. А мой старший сын, кстати, на радость матери вместо каких-нибудь карамельных эстрадных соплей с удовольствием слушает «Аэросмит», «Раммштайн» и… старые записи «Лед Зеппелин». Неужели помнит?
Оказывается, помнит, еше и как!
С МУЗЫКОЙ ПО ЖИЗНИ
— О влиянии музыки на человека известно с незапамятных времен. Поэтому нет ничего удивительного в том, что уже несколько тысячелетий музыка для беременных используется для обучения и раннего развития младенцев, находящихся в лоне матери. Правда, первыми в этом преуспели восточные культуры (китайцы, японцы, индусы), у которых существовали так называемые «Центры покоя», где будущие мамочки слушали пение птиц, шум реки, красивую музыку для беременных.
Одна моя знакомая, которая слыхом не слыхивала об опыте Древнего Востока, совершенно интуитивно пошла по тому же пути. У нее дома была кассета с записью птичьих голосов. Будучи беременной, она ставила эту кассету в магнитофон с автореверсом, и мелодичное чириканье звучало в ее доме практически круглосуточно. После рождения двух мальчиков-погодок кассета была затерта до дыр!
— А в Африке, например, живет племя, в котором датой рождения ребенка считается не день, когда он появился на свет, и даже не момент его зачатия, а день, когда мать впервые подумала об этом ребенке, — продолжает Юлия Сидорова. — Когда женщина еще только собирается забеременеть, она уходит из деревни, садится под деревом одна и ждет, пока у нее в голове не зазвучит песня ребенка, который хочет появиться на свет. Услышав ее, она возвращается обратно к мужчине, который будет отцом этого ребенка, и обучает его этой песне. Когда они зачинают ребенка, то в некоторые моменты поют эту песню, как бы приглашая его. Забеременев, мать обучает песне ребенка повивальных бабок для того, чтобы во время родов они приветствовали его приход в этот мир. Потом, когда малыш подрастает, его песню осваивают другие жители деревни. Если ребенок падает и разбивает себе колено, кто-нибудь берет его на руки и поет ему его песню. На свадьбе песни молодоженов поют вместе. С этой песней человек фактически проходит через всю жизнь.
Вообще же, исследуя обычаи так называемых примитивных племен, можно обнаружить много мудрых и полезных вещей. Ведь эти люди ближе к природе, меньше замусорены социальными стереотипами, больше слушают свое тело.
А вот западные страны сравнительно недавно осознали уникальные возможности музыкального воздействия. Наверное, сьпрало свою роль стремление доказывать все научным путем. Так вот, исследования обнаружили, что музыка является совершенным средством связи между родителями и младенцем. Ведь нерожденный малыш — слышащее, чувствующее и ощущающее существо.
Уже с пяти недель внутриутробного развития он испытывает все присущие человеку эмоции: радость, печаль, тревогу, страх и гнев. Правда, пока только через свою маму. Например: мама радуется — выделяются особые гормоны, которые с током крови приносятся к малышу, и ему тоже весело. Активным же слушателем кроха становится к 24-недельному возрасту. И с этого момента нельзя не учитывать его вкусы. Доказано, что наиболее подходящей является классическая музыка, особенно произведения Моцарта. Об «эффекте Моцарта» написано уже множество статей.
(Между прочим, произведения великого австрийца замечательно влияют не только на беременных женщин и нерожденных младенцев. Исследования американских ученых показали, что всего лишь десятиминутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает коэффициент интеллекта на 8-9 пунктов.
При этом в группе тестируемых были как любители Моцарта, так и те, кто вообще никогда не интересовался классической музыкой).
Успокаивающе действует на малышей музыка Вивальди и Чайковского, а вот при проигрывании произведений Бетховена и Брамса младенцы начинают энергично толкаться.
«ТЕЛЕВИЗОР — ХОРОШО, КИНОТЕАТР — ПЛОХО!»
Как воспринимает звуки младенец, находящийся в материнской утробе? Естественно, звуки через ткани тела матери и водную среду матки доносятся до него более приглушенно и с некоторой деформацией. Лучше воспринимаются более высокие частоты.
В 1988 году немецкий ученый Питер Хюбнер разработал методику применения музыки во многих областях медицины. В том числе были выпущены специальные диски и для беременных женщин. Музыка, записанная на них, улучшает общее состояние организма беременных, нормализует сон. Правильно подобранные звуки воздействуют на эндокринную и сосудистую системы плода. Звуковые вибрации оздоравливают организм, действуя наподобие массажа, и даже влияют на интеллектуальные способности будущих малышей. Музыкальные записи на дисках Хюбнера имеют однородную ритмичную структуру, многоразовое повторение музыкальных элементов, образованных при помощи старинных и современных музыкальных инструментов, спецэффектов и компьютерной аранжировки. Вообще же на всех дисках и кассетах, предназначенных для беременных женщин, классическую музыку, к примеру, исполняют, делая (специально для малыша) упор па более высокие частоты.
Впрочем, будущей маме не обязательно гоняться за специальными фирменными дисками. В наших магазинах продаются очень хорошие кассеты и диски (такие, например, как «Малыш и море»): накладка классической музыки на звуки природы. Дети, чей период внутриутробного развития проходил под эту музыку, родившись, узнают ее. Более того — грамотные мамы еще во время беременности могут начинать вырабатывать у своих малышей полезные рефлексы: под эту музыку, например, мы засыпаем. Под другую — играем, кушаем, делаем массаж. Знакомая еще до рождения мелодия дает крошечному малышу чувство уверенности, успокаивает его.
Но есть звуки, которые способны привести нерожденного крошку просто-таки в негодование. Многие мамы, которые занимались у меня, рассказывали, как нерожденные дети буквально пинками выгоняли их с рок-концертов. И это понятно. Ведь важнейшим компонентом музыки является ритм. Есть даже предположение: почему мы обладаем чувством ритма? Потому что девять месяцев мы слушали стук сердца матери. Нормальный сердечный ритм — 60—80 ударов в минуту. У беременной женщины он может быть чуть выше, но никак не пресловутых 120 ударов (излюбленный ритм быстрых рок-произведений). Я читала даже о случаях самоубийств после рок-концертов, объясняемых тем, что некоторые ритмические сочетания плюс обилие низких частот могут вызвать у человека депрессивные состояния.
Другие мамочки рассказывали о том, как дети выгоняли их… из кинотеатров — тех, где используется мощная звуковая система dolby-surround. Некоторые беременные, надеясь все-таки досмотреть фильм до конца, пытались закрыть живот сумкой, чтобы заглушить этот звук, но дети все равно возмущенно пихали мам. Хотя звук обычного телевизора воспринимался ими вполне нормально. В общем, «…и сказала кроха: «Телевизор — хорошо, кинотеатр — плохо!»
МУЗЫКА, ЗНАКОМАЯ… ДО РОЖДЕНИЯ
— Одна из мам, в свое время занимавшихся у меня, рассказала такую историю, — говорит Юлия Сидорова. — Ее муж был профессиональным музыкантом, скрипачом. Когда она была беременна, супруг часто и подолгу репетировал дома. Родилась девочка. А вскоре супруги, к сожалению, расстались. Сейчас дочери этой женщины почти пять лет. Девочка очень музыкальна, и когда мама решила, что пора начинать обучение в музыкальной школе, дочь заявила: «Хочу играть только на скрипке!» Несмотря на все уговоры матери выбрать другой инструмент (скрипка напоминает ей. о бывшем муже, и эти воспоминания, увы, не самые приятные!), девочка твердо стоит на своем. Более того: по рассказам матери, звуки скрипки с самого рождения буквально завораживают ребенка, она готова слушать их часами.
Впрочем, история эта не нова. Например, знаменитый американский дирижер Борис Брот говорил: «Любовь к музыке жила во мне еще до рождения». Знакомясь с некоторыми музыкальными произведениями впервые, он порой замечал, что знает партию скрипки еще до того, как перевернет следующую страницу партитуры. Однажды Борис Брот рассказал об этой странности своей матери. И выяснилось, что мать дирижера—профессиональная скрипачка — разучивала именно эти произведения, будучи беременной.
Совсем недавно я услышала еще об одном случае из жизни не музыкальной, а вполне обычной семьи. Молодая женщина, прочитав статью о пользе музыки в период беременности, очень ответственно отнеслась к рекомендациям и часто ставила свою любимую кассету с мелодичными эстрадными песнями. Когда ее ребенку было что-то около года, она случайно включила телевизор: шел эстрадный концерт. И вдруг малыш, который до того спокойно возился на ковре, бросил игрушки и стал возбужденно показывать маме на экран телевизора. Звучала именно та песня, которую его мама чаще всего слушала во время беременности.
Прослушивание магнитофонных записей, конечно, очень важно для будущего малыша. Но помните: матери и отцы могут передать свою любовь крохе, самолично распевая песни, особенно колыбельные. Кстати, считается, что у профессиональных певцов с низким тембром голоса рождаются приземистые дети с крепкими ножками и большой сексуальной потенцией. Высокий женский голос, наоборот, способствует развитию органов, расположенных в верхней части тела: сердца, мозга, легких.
Но ребенку, по большому счету, нужен не красивый, хорошо поставленный голос, а ощущение любви и заботы, кроющиеся в словах,звуках, чувствах.
УРОКИ ЯЗЫКА
Уже доказано, что ребенок начинает изучать язык, еще находясь в матке.
Американские ученые провели один интересный опыт: они исследовали плач многих младенцев. Все они были одного возраста — 28 дней. И оказалось, что звуки, издаваемые такими маленькими крошками, интонационно в точности повторяют речь их матерей.
Еще один интересный факт: после сравнительного исследования звуков, издаваемых младенцами в разных странах, оказалось, что фонетически они уже соответствуют тому языку, на котором говорят его родители.
Даже нерожденные дети фиксируют в памяти язык, на котором говорят окружающие. Известны случаи, когда детей усыновляли граждане другой страны, и потом они очень легко овладевали языком, на котором говорили их настоящие матери. Очень интересные данные опубликовал французский психиатр Томатис. Занимаясь с двухлетней девочкой Одилью, страдающей аутизмом (психическое расстройство, проявляющееся в полной замкнутости, оторванности от внешнего мира), доктор вывел девочку из тяжелого состояния, изучая с ней… английский язык. Дело в том, что мать девочки, француженка, работала в период беременности в экспортно-импортной фирме и общалась с клиентами исключительно на английском языке. Так английский стал для маленькой Одили «внутриутробным» языком.
Кроме того, этот французский врач успешно использовал для лечения маленьких пациентов голоса их матерей, записанные с искажениями, через водную среду. Таким образом он моделировал «внутриутробный голос матери» и с помощью этих поистине волшебных звуков добивался хороших результатов при лечении детей с психическими расстройствами.
А вот нормальные здоровые дети, которые рождаются от глухих родителей, часто страдают нарушениями речи — именно из-за того, что они внутриутробно не слышали материнскую речь.
КАК СЛУШАТЬ МУЗЫКУ БЕРЕМЕННЫМ ?
1. Лучше всего на малышей действует I спокойная классическая музыка. Хороши также джаз, блюзы, мелодичные эстрадные мелодии. Если вы любите «попсу», не бойтесь «испортить» музыкальный вкус ребенка. В конце концов, если мама испытывает положительные эмоции, слушая что-то вроде «Ха-ра-шо! Все будет харашо!», ее малыш радуется вместе с ней.
2. Постарайтесь избегать тревожных и трагических классических произведений. Не стоит слушать и рок. (Правда, по своему опыту могу сказать, что мелодичные и красивые рок-баллады, «выросшие» из древних кельтских и англо-саксонских народных напевов и замечательно исполняемые тем же Робертом Плантом, Стивом Тайлером или стариной Оззи Осборном, прекрасно воспринимались моими детьми.)
3. Если у вас апатия или подавленное настроение во время беременности, специалисты рекомендуют так называемые стимулирующие (тонизирующие) программы. Это произведения все тех же Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро модерато.
4. Очень полезно слушать, как звучат разные инструменты: колокольчики, бубны, цимбалы, музыкальные шкатулки. Пусть мир звуков малыша будет разнообразным и красивым.
5. Слушать музыку лучше в удобном положении, с закрытыми ‘ глазами, полностью отдавшись своим ощущениям. Во время прослушивания иной раз не грех и вздремнуть.
6. Соблюдайте режим! Время музыки — день. Вечером, ложась спать, желательно выключить свет и соблюдать тишину. Так мама работает и на собственный комфорт, еще до рождения заботясь о том, чтобы малыш не «перепутал день с ночью».
7. Наиболее важен для малыша голос матери. Отсюда вывод: пойте сами. И как можно больше разговаривайте со своим
ребенком. Будущим папам тоже рекомендуется разговаривать со
своим ребенком.
8. Когда малыш родится, то при прослушивании музыкальных произведений нужно соблюдать несколько простых правил. Магнитофон располагается на расстоянии не менее одного метра от кроватки или манежа ребенка, а звучание музыки не должно превышать громкости разговорной речи. Ни в коем случае не надевайте наушники на новорожденных — опасность акустических травм очень велика.
И ПОМНИТЕ:
даже если ваш ребенок в будущем не станет музыкантом, он будет восприимчив к музыке, у него будет хорошо развит слух и ассоциативное мышление. Согласно статистике, у матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в 3 раза чаще рождались дети с абсолютным слухом.